«Политика руководства телевидения безобразная. Она не способствует развитию людей...»
Роберт Нигматулин

РЖД работает со своей задолженностью, реструктурирует ее и облегчает долговое бремя на 2026 год, заявил глава Минфина Антон Силуанов в ответ на вопрос, является ли закредитованность компании критичной.
Отвечая на уточняющий вопрос о мерах (в частности, получат ли железнодорожники помощь за счет Фонда национального благосостояния), министр отметил, что «средства ФНБ у нас предусмотрены на определенные цели», если стоимость нефти окажется ниже базовой (цена отсечения в 2026 г. составит $59 за баррель Urals) и на технологические приоритеты.
Накануне «Рейтер» (Reuters) со ссылкой на свои источники сообщило, что правительство России обсуждает различные способы поддержки РЖД. Госкомпания накопила долг в размере 4 трлн руб. ($50,89 млрд по текущему курсу), который стало сложно обслуживать из-за роста процентных ставок в последние годы, утверждает агентство.
Обман и обвес в промышленном масштабе: Росстат ловко жонглирует цифрами, убеждая, что с нашими кошельками все нормально
На уловки идут все — от молкомбинатов и пекарен до Минпромторга и Минфина
Его неназванные собеседники полагают, что к обсуждаемым мерам относятся повышение цен на грузоперевозки, увеличение субсидий или использование денег из ФНБ. Но первый пункт вызывает сомнения, поскольку это ударит по российским экспортерам сырья, зерна и химикатов.
Бухгалтерская отчетность РЖД по РСБУ за январь-сентябрь показала, что чистый убыток компании составил 4,207 млрд руб. В 2024-м за аналогичный период корпорация заработала 44,725 млрд руб. чистой прибыли.
РЖД ранее объясняла РИА «Новости», что убыток связан с ростом расходов по заимствованиям из-за ключевой ставки. Долгосрочные обязательства госкомпании выросли с 2,1 трлн руб. в начале года до 2,4 трлн руб. на 30 сентября, но краткосрочные, напротив, сократились с 2,7 трлн руб. до 2,5 трлн руб. соответственно.
Экономист, директор Института нового общества Василий Колташов в разговоре с «СП» отметил, что в управленческой системе РЖД нужно многое поменять.
— Долги выросли, но в последнее время не было построено новых крупных магистралей. Конечно, обновление путевого хозяйства ведется, но в целом компания не демонстрировала стремительного развития транспортной системы.
Актуален и вопрос изменения стратегии РЖД. Компания должна заняться строительством сети высокоскоростных железных дорог в новом кадровом составе под контролем правительства. В этом процессе, который может растянуться на ближайшие 10−15 лет, получится решить и долговые проблемы за счет дополнительной эмиссии акций РЖД. Их может выкупить Банк России, взяв себе на баланс значительный пакет акций.
«СП»: Каково будет влияние новой железнодорожной сети на экономику?
— Такой беспрецедентно масштабный проект должен идти параллельно с расширением производства всего необходимого в больших объемах, в том числе отечественных локомотивов и вагонов.
Это поменяет баланс пассажирских и транспортных перевозок, позволит доставлять больше наливных и насыпных грузов по стандартным железным дорогам. Постепенно все больше граждан будут перемещаться по высокоскоростным магистралям.
Параллельно в Сибири можно построить и обычные железные дороги для наращивания поставок грузов в Китай и к приморским портам, модернизация которых шла на протяжении последних 10 лет.
БАМ и Транссиб следует развивать дальше, строить дублирующие ветки для того, чтобы улучшить доступ к новым месторождениям, развивать соседние перерабатывающие предприятия, увеличить темпы роста агломераций и численности населения в сибирских и дальневосточных регионах.
Важно, чтобы эта дополнительная капитализация РЖД не пошла просто на «корм» менеджменту и сопутствующим фирмам, а привела к решению очень важной государственной задачи — создание сети высокоскоростных железных дорог на уровне китайской. Частный сектор ее не будет строить, так как бизнес у нас любит получать прибыль даже раньше инвестиций.
Если откладывать это строительство, то через 10 лет у нас останутся те же проблемы, которые будут усугублены тем, что нам придется еще больше торговать с Китаем. И менеджмент РЖД снова будет повышать тарифы экспортерам и импортерам, потому что пути будут неизбежно изнашиваться.
«СП»: Будет ли РЖД закрывать свои проблемы ускорением роста цен на билеты?
— Это уже происходит в том числе за счет индексации тарифов, которая ведется в соответствии с инфляцией. Но это не решение и не стратегия развития для компании, здесь нет рывка. РЖД нужно уйти от консервативной стратегии и войти в новую экономическую эпоху. Сама по себе компания не сможет это сделать из-за дорогих кредитов и высокой ключевой ставки.
Не должно быть и такого, чтобы РЖД для закрытия каких-то проблем получала денежные резервы государства просто так. Через год этот вопрос снова станет актуальным, и ничего не поменяется.
Автосалоны надеются на Новый год, покупатели — на скидки. Склады забиты
Рынок легковых авто опустился на самое дно. Снизят ли цены дилеры?
«СП»: Могут ли государственные банки выкупить дополнительно выпущенные акции РЖД?
— Масштаб капитала слишком большой. Банкам, конечно, хватит средств, и им можно поручить выкупить акции РЖД. Но Банк России фактически уже является крупнейшим государственным банком, и он способен решать максимально сложные задачи. Таких масштабных решений в отношении инфраструктуры, правда, еще не было.
Обычные банки, даже государственные, исходят из того, что выдача РЖД денег в долг выгоднее. Будет, к примеру, льготный кредит под 12% годовых. Для РЖД — это крайне неудачный вариант, который только добавит проблем. Покупка акций для банков невыгодна, потому что непонятно, в каком объеме по ним будут выплачиваться дивиденды и произойдет ли это вообще.
РЖД может при реализации масштабного проекта не выплачивать дивиденды на протяжении длительного периода или ограничиться минимальными 2−3 процентами. В текущих реалиях это мало, кредиты и депозиты намного прибыльнее.
Но в конечном счете большие магистрали будут работать на развитие российского фондового рынка и всей экономики в целом. Деньги, которые будут направлены на покупку дополнительных акций РЖД, не станут инфляционными. У нас уже наблюдаются сложности с выпуском стали и цветных металлов, которые из-за санкций и падения производства в Европе не пользуются спросом на Западе.
Поэтому такая стратегия РЖД позволит резко нарастить спрос на российские металлы. Это во многом кейнсианская схема. Деньги будут направлены не на рост спроса на импортную продукцию, а на нужды реального производства. Плюс начнут создаваться новые рабочие места.